Герб
Администрация сельского поселения
Тазларовский сельсовет
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Контакты
Телефоны
Прочие контакты
Фактический адрес
453382, Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Тазларово, ул. Советская, д.29

Юридический адрес
453382, Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Тазларово, ул. Советская, д.29

Ответы на неудобные вопросы

  1. Зачем вообще нужна была вся эта реформа?

Население России образует порядка 70 млн. тонн ТКО ежегодно. При этом в связи с отсутствием современных комплексов по обращению с ТКО многие регионы оказались на грани мусорного коллапса. Сложилась такая ситуация, что полигоны фактически начали подступать к городам. Большинство из них морально и технологически устарели. Они были еще построены в середине прошлого века и точно не были рассчитаны на такой объем отходов. К тому же сильно изменился их состав. Появился, например, пластик, который разлагается столетиями. Все это требует принципиально нового подхода. Если систему обращения с отходами не привести в порядок сейчас, мы задохнемся уже завтра.

Глобальная стратегическая задача –сократить объём захораниваемых отходов, обеспечить их вовлечение во вторичный оборот, полностью очистить страну от несанкционированных свалок. Работа новой системы обращения с ТКО призвана обеспечить выполнение полного цикла движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.

Что собой представляла до недавнего времени система обращения с отходами? Возчик забирал содержимое контейнеров и вёз это на полигон. В лучшем случае. В худшем – сваливал в лес или овраг, чтобы не платить за размещение. Проконтролировать его работу было невозможно. Теперь ответственность за обращение отходов берут на себя региональные операторы. Их можно назвать главными инструментами проводимой реформы. Контролировать регоператоров будут уполномоченные органы в регионах.

  1. Что такое ТКО?

Это отходы, которые образуются людьми в жилых помещениях в процессе потребления. Сюда входят: пищевые отходы, тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты.

Региональный оператор также должен вывозить старую или сломанную мебель, бытовую технику, электроприборы.

К ТКО также относятся аналогичные по составу отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Есть исключения – отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. К ним относятся горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.

  1. Почему увеличилась плата за мусор?

Потому что принципиально изменилась схема обращения с отходами. Задача, которую ставит перед собой реформа, – создать систему. Тариф формируется из следующих составляющих: сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание и захоронение отходов. Это нужно для того, чтобы избавиться от нелегальных свалок и гарантировать безопасность для здоровья жителей. Плюс отходов на полигонах станет значительно меньше, поскольку часть отходов будет отправляться на переработку.

Проведенный анализ прогнозных тарифов по 60 субъектам и размера платы граждан свидетельствует, что в среднем стоимость услуги по обращению с отходами вырастет в пределах 15%. Если перевести проценты в цифры, то получится, что по среднестатистической квартире размер платы за обращение с отходами увеличится в среднем на 20 рублей. Естественно, это средний показатель. В отдельных регионах может наблюдаться как рост, так и снижение платы за услугу.

Есть еще несколько важных моментов. Раньше обращение с ТКО относилось к жилищной услуге. Начисление производилось по квадратным метрам. С момента начала предоставления услуги региональным оператором обращение с ТКО становится коммунальной услугой. Теперь начисления будут производиться исходя из количества проживающих. И это логично. Ведь мусор образуют не квадратные метры, а люди. Получается, что плата вырастет для тех, у кого в квартире прописано большое количество человек. А если в ней живет всего один человек, она даже уменьшится.

При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг. То есть она сминусуется из платежки за ремонт и содержание жилья.

Конечно, рост платы за обращение с отходами будет болезненным для жителей частного сектора. А все потому, что они платили в разы меньше, чем владельцы квартир. При этом в отдельных случаях они в принципе не платили. Но мусора-то они производят не меньше. Так что распределение платы вполне справедливое.

К тому же регионы сейчас активно вводят субсидии на данный вид услуг. Раньше их не было вообще.

  1. Кто устанавливает тариф для регионального оператора?

Тарифы утверждает орган тарифного регулирования в регионе.

  1. Что входит в структуру единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО?

В него входят расходы регоператора на транспортирование, получение банковской гарантии, затраты на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО, расходы на сбыт, заключение и обслуживание договоров с собственниками отходов и операторами.

Утилизация – переработка в тариф не входит.

  1. Как начисляется плата за новую коммунальную услугу?

С переходом услуги по обращению с ТКО из жилищной в коммунальную порядок её начисления изменится. Теперь будет учитываться не площадь жилья, а число зарегистрированных жильцов. И только в отдельных регионах сохранится прежняя формула расчета – по квадратным метрам.

  1. Почему тариф изменится сразу (с 1 января 2019-го), а все предприятия будут построены только через несколько лет?

Дело в том, что в тарифе нет инвестиционной составляющей регионального оператора. Соответственно, бизнес самостоятельно вкладывает собственные средства в развитие отраслевой инфраструктуры. Сейчас отрасль обращения с отходами не относится к числу инвестиционно привлекательных.

Например, стоимость сортировочного завода в Тюмени, введенного в эксплуатацию в августе, составила 1,7 млрд рублей. Его годовая мощность — 350 тыс. т мусора. Завод в Нижнем Новгороде мощностью около 470 тыс. т обошелся в 1,2 млрд рублей.

Государство сегодня понимает сложности с привлечением инвесторов, поэтому планирует оказать отрасли серьёзную бюджетную поддержку. Так, в рамках нацпроекта «Экология» в ближайшие несколько лет планируется построить 131 мусороперерабатывающий комплекс.

  1. Для чего нужны региональные операторы? Чем они отличаются от мусоровывозящих компаний?

Регоператоры будут оказывать комплексную услугу по обращению с отходами. То есть они отвечают за всю цепочку движения отходов от источников их образования до объектов захоронения и переработки.

Все – физические и юридические лица – обязаны заключить договоры с регоператором.

В МКД этот договор заключается между регоператором и управляющей компанией, ТСЖ, иными жилкооперативами. С жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально – с каждым собственником.

Заключение договора с регоператором – это обязанность для собственников жилых домов и юридических лиц, она закреплена законодательством (Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс, постановления Правительства РФ №1156 и №354).

  1. Как быть, если договор на вывоз ТКО раньше был заключен с местными мусоровывозящими организациями?

Прежние договоры с мусоровывозящими компаниями автоматически утратят силу с 1 января 2019 года. Сейчас необходимо заключить договор с регоператором. Соответственно, оплата за услугу должна производиться именно ему.

 

  1. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

  1. Кто должен вывозить крупный габаритный мусор, ветки, смёт с улиц?

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в категорию твердых коммунальных отходов, а значит, это сфера ответственности регоператоров.

К КГО, например, относится мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы.

Складировать крупногабаритные отходы следует в бункерах-накопителях или на специальных площадках. Регоператор должен вывозить КГО по мере накопления или по заявкам жителей.

При этом смет с придомовой территории МКД входит в состав ТКО, а смет, который образовался в результате уборки улиц, отходы, образовавшиеся в результате спила деревьев и им подобные, должны убираться коммунальными службами.

 

  1. Если житель утверждает, что самостоятельно вывозит мусор на свалку, которая находится недалеко от населенного пункта, может ли он не заключать договор?

Каждый житель обязан заключить договор с региональным оператором. Это требование закона.

При этом создание несанкционированных свалок является нарушением установленных требований, за это предусмотрена административная ответственность.

 

  1. Если я не буду платить за вывоз мусора, что мне за это будет.

Будет суд. Регоператор подаст на вас в суд, чтобы взыскать задолженность. В итоге к плате за обращение с отходами добавятся пеня и судебные издержки.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым также относится обращение с ТКО.

  1. Если я уехал в командировку или отпуск, я все равно должен платить за мусор? Ведь по факту я его не произвожу.

Вам сделают перерасчет, если плата формируется исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении. Если потребитель отсутствует дома более пяти полных календарных дней подряд, он вправе написать заявление регоператору. А регоператор должен произвести перерасчет. Важный момент – факт отсутствия необходимо подтвердить документально.

Если плата за обращение с ТКО начисляется исходя из общей площади жилого помещения, то перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

  1. Для юрлиц: вывоз мусора по факту или по нормативу?

Согласно действующему законодательству предусмотрены следующие способы оплаты услуги по обращению с ТКО.

  1. Если юридическое лицо занимает помещение в многоквартирном доме, то плата за вывоз ТКО будет рассчитываться по соответствующему нормативу накопления ТК или, если осуществляется раздельное накопление или прямо предусмотрено в договоре с региональным оператором – по количеству вывезенных контейнеров (по факту).
  2. Если же юридическое лицо располагается вне многоквартирного дома и имеет собственные ёмкости для накопления ТКО, возможен расчет платы либо по нормативу, либо по объему контейнеров. Право выбора при этом остается за юридическим лицом.
  3. Требования к оказанию услуги регоператором

Требования к качеству предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а также отдельными СанПиНами и ГОСТами.

  1. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

  1. Как начисляется плата, если гражданин зарегистрирован, но фактически не проживает в доме или квартире?

Это касается собственников, члены семей которых учатся или работают в других городах. В этом случае, в соответствии с жилищным законодательством при заключении договора с регоператором по обращению с ТКО собственник может предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире гражданин фактически проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения.

Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.

  1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.  Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

  1. В сельских населенных пунктах образуется большой объем отходов от животноводства и растениеводства. Можно ли рассчитывать, что региональный оператор вывезет их как ТКО?

Главная задача регоператора – обращение с ТКО. Отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.), и те, которые образуются от ухода за зелеными насаждениями, к ТКО не относятся. Соответственно, в сферу деятельности регоператора они не входят.

Но законодательство не запрещает регоператору заниматься обращением с иными видами отходов, если у него есть такая возможность. Вывозятся такие отходы отдельно на договорной основе, стоимость услуги определяется соглашением сторон.

  1. За что отвечают органы местного самоуправления в новой модели обращения ТКО с учетом передачи полномочий на региональный уровень?

До 1 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию ТКО.

С 1 января 2019 – создание мест накопления ТКО (контейнерных площадок), определения схемы их размещения, организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с отходами.

 За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.

Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

  1. Как и в каком объеме учитываются ТКО, которые образуются в результате содержания общего имущества (смет, спиленные деревья и кустарники с придомовой территории, мусор от уборки помещений общего имущества) и каков порядок их оплаты?

Расчет осуществляется по нормативам накопления в соответствии с утвержденной на федеральном уровне методикой. По ней смёт учитывается в тарифе. Мусор от уборки помещений общего имущества также входит в стоимость оказания услуг регоператора (отходы, подобные коммунальным).

А вот спиленные деревья и кустарники вывозятся организациями, имеющими лицензию, по нерегулируемой цене – не за счет тарифа регоператора.

  1. Какой путь будут проходить отходы после того, как реформа завершится?

Мусоровоз забирает отходы из контейнера и везёт их на мусоросортировочный завод. После того, как на сортировочных лентах из общего потока отберут полезные фракции, их отправят на переработку, а ту часть, которая останется, так называемые «хвосты», спрессуют и направят на обезвреживание или захоронение (согласно территориальной схеме региона).

  1. Можно ли сэкономить на платежах при раздельном сборе мусора?

Сейчас многие ошибочно считают, что раздельный сбор позволит решить все проблемы отрасли обращения с отходами. Это не так. Все отходы, которые мы складируем в контейнер – общий или предназначенный для раздельного сбора – везутся на мусоросортирвочный завод. И только потом – на завод по переработке.

Раздельный сбор – это прямые затраты регоператора на покупку новой техники, найма дополнительных сотрудников, оплата расходов, связанных с эксплуатацией мусоровозов. При этом контейнер для сбора пластика вмещает в себя порядка 10-11 кг пластиковых бутылок. Их рыночная стоимость – 150-200 рублей. Цена самого контейнера – 15 тысяч рублей. Чтобы окупить один контейнер, нужно около 100 раз забрать из него мусор. Кроме того, стоимость мусоровоза – около 10-15 млн рублей. Так что внедрение раздельного сбора мусора – комплексный и поэтапный вопрос.

Кроме того, тарифное законодательство на данном этапе не предусматривает возможность сэкономить при раздельном сборе.

Более того, привычку сортировать мусор надо прививать с детства. Как показывает практика стран, которые давно перешли на РСО (Германия, Австрия, Япония, Швеция), чтобы сознание изменилось, должно вырасти два поколения. Хотя это вопрос исключительно личной социальной ответственности. Многие готовы сортировать уже сейчас.

  1. Какое будущее в рамках реформы ждет нынешние полигоны по захоронению ТКО?

Современное законодательство предъявляет высокие требования к полигонам. Сегодня это многоуровневое сложное инженерное сооружение, совершенно безопасное для окружающей среды. Каждый слой отходов там утрамбовывается, перекладывается специальными материалами, чтобы исключить взаимодействие с почвой и грунтовыми водами. Современные технологии предполагают установку специальных сооружений. Например, распыления веществ, которые при взаимодействии с воздухом образуют пленку. Соответственно, мусор не разлетается, исключается и неприятный запах.  Устанавливаются специальные газоотводные трубки, которые предназначены для сбора свалочного газа.

Несанкционированные свалки и старые полигоны, которые исчерпали свой ресурс, будут рекультивированы. На их месте могут быть созданы, например, общественные пространства.

  1. Кто обслуживает мусоропроводы?

Мусоропроводы относятся к общему имуществу МКД. Соответственно, их обслуживание обеспечивают управляющие организации.

  1. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).